единство в разнообразии

Чтобы установить правильные отношения между людьми и человеческими группами, необходимо понять, принять и практиковать великий принцип или истину, которая лежит в основе самой жизни во всех ее проявлениях: принцип ЕДИНСТВА В РАЗНООБРАЗИИ.

Жизнь, по существу, неразрывно ОДНО.

Это интуитивно чувствовали все великие философы, ставившие в основу реальности один и тот же принцип, хотя и понимали его и называли по-разному. Это было откровение высших религий, которое можно суммировать словами «вездесущность Бога». Это внутренний опыт, переживаемый всеми великими мистиками, которые в своих объединяющих состояниях сознания видели и слышали: «Бог во всём и во всех, и всё и все в Боге». В конечном счете, это последний вывод научного исследования, открывающего и демонстрирующего, что все материальные вещи и все силы природы являются различными проявлениями и модальностями единой, всепроникающей энергии.

Но истинная природа этого единства должна быть хорошо понята и применена. Единство следует понимать не как единообразие и отсутствие какой-либо дифференциации, а в функциональном, динамическом и органическом смысле.

Сущностное единство реальности и жизни изливается и выражается в бесконечном богатстве существ и форм, которые вместе составляют грандиозную Вселенную, лишь малая часть которой открывается нашим чувствам, но научные инструменты которой открывают все большие чудеса бесконечно малого и бесконечно большого.

Отношения между субстанциальным единством и безграничный разнообразием регулируются – насколько нам известно – двумя великими принципами:

1) Полярности

2) Разнообразием функций


Понимание их будет легче, если мы рассмотрим, как они действуют в этом конкретном компендиуме Вселенной, который представляет собой человеческое тело.

антагонистические функции в единстве человека

1) Физиология и биология показали, что органическая жизнь, по существу, основана на полярности. Фундаментальная полярность — это игра противоположных функций: анаболической, или ассимилятивной, и катаболической, или диссимилятивной. Благодаря первой организм питается, поглощает, преобразует и запасает вещества и энергию; через вторую он их выпускает, использует и потребляет, как для поддержания своей внутренней жизни, так и для защиты извне; как для утверждения в среде, так и, наконец, для размножения.

В организме человека эти функции выполняют разные органы и группы органов; есть железы с внутренней анаболической секрецией и другие с катаболической секрецией; парасимпатическая нервная система является анаболической, симпатическая нервная система — катаболической. Эти функции являются антагонистическими, то есть внешне «враждебными», однако одна не имела бы смысла без сдерживающего и компенсирующего действия другой. Фактически, избыток анаболизма приводит к ожирению и аутоинтоксикации; избыточный катаболизм приводит к надрыву; если они дойдут до крайности, то оба приведут к смерти.

физиологическое единство внутри человека

2) Необходимость или цель разнообразия функций очевидна. Чем больше развивались и совершенствовались живые организмы, тем больше увеличивались эти различия, переходя от простоты одноклеточной амебы к сложности человеческого тела. В последнем случае единая жизнь, оживляющая его, требует гармоничного сотрудничества хорошо дифференцированных органов, таких как сердце, легкие, печень и т. д., и скоординированных в функциональных процессах, таких как пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы. и т. д. И здесь имеется четкое анатомическое структурное различие и строгая необходимая функциональная солидарность.


Давайте теперь применим фундаментальную истину единства в многообразии и принципы, которые ею управляют, к жизни человечества и к отношениям между людьми.

Очень хорошо сказано, что «дух человечества есть неделимое целое». К этому мы должны добавить, что жизнь человечества аналогична (или должна быть) жизни человеческого организма с его аппаратами, органами и клетками, состоящими из различных групп индивидов.

Рассмотрим только один пример, очень актуальный и одну из самых острых проблем, волнующих человечество: конфликт между консервативными консерваторами, с одной стороны, и революционными новаторами, с другой. Нетрудно признать – для тех, кто может наблюдать «сверху», без страстей, фанатизма и предубеждений в том или ином смысле, что чрезмерное и бесспорное преобладание как той, так и другой тенденции было бы вредно. Первое привело бы к окаменению, приостановке и смерти; второй — к беспорядку, анархии и распаду.

Потому что живое человечество требует, как минимум, взаимного согласования двух тенденций. Я сказал «по крайней мере», потому что «уравновешивание противоположных полюсов» осуществляется не только через их взаимное сдерживающее действие «по горизонтали», так сказать, на одном уровне. Во многих случаях это может быть реализовано даже лучше за счет вмешательства регулирующего принципа, действующего с более высшего плана и с более высшими и мощными энергиями, чем те, которые находятся в игре и в конфликте.

В данном случае этот Высший Принцип состоит из искусственной и духовной концепции истории как развертывания человеческой эволюции к высшей Цели, исходя из интуитивного видения божественного Плана. В этой концепции интеллектуальные, моральные, эстетические и социальные «ценности», достигнутые в прошлом, не отрицаются, а освобождаются от старых форм, которые больше не отвечают требованиям, заново переживаются и вновь выражаются различными способами, и привязаны к настоящему. Они интегрированы с новыми «ценностями», обработанные прогрессивным сознанием человечества.

духовная концепция единства

Можно также сказать, что пропорции между консервативными и инновационными силами не должны всегда быть одинаковыми, а могут и должны меняться в зависимости от исторических периодов. В переходные периоды и в начале нового цикла (как в настоящий момент) хорошо, что преобладают революционные и инновационные силы, тогда как в средний период, когда парабола цивилизации находится в своей высшей точке, хорошо, что стабилизирующие силы действуют таким образом, чтобы дать время и легкость, необходимые для того, чтобы специфические качества той эпохи расцвели в красоте и принесли свои драгоценные плоды.

Разнообразие функций. В этой области, как и в предыдущей, к сожалению, ясно, что «организм человечества» еще далек от достижения развития и баланса здорового и нормального тела. Его клетки, ткани и органы все еще находятся в состоянии беспорядка. Люди еще не знают – или не хотят – понимать и ценить отдельных людей и группы, отличающихся от них по природе, качествам и функциям, и это препятствует сотрудничеству и взаимной интеграции, необходимым для всеобщего блага.

Большую помощь в реализации этого понимания и оценки оказывает знание различных психологических типов и присущих им функций.

Мы недостаточно осознаем, насколько велика разница между этими различными типами людей. Хотя материально они существуют бок о бок, на самом деле они живут в разных мирах и почти не имеют психологического контакта друг с другом. Рассмотрим, например, четыре основных психологических типа, описанных Юнгом: сенсорный или практический тип, эмоциональный, ментальный и интуитивный.

Представьте себе, что четыре человека, каждый из которых принадлежит к одному из этих типов соответственно, наблюдают с высоты один и тот же пейзаж. Человек практического типа обратит свой интерес на сельскохозяйственный и торговый аспект того, что он видит; он попытается вычислить площадь полей, лежащих у него перед глазами, какую прибыль они могут принести и сколько могут стоить эти земли.

Второй человек, музыкант, созерцая игру линий и масс, контраст света и теней, различные диссонансы, почувствует душу этого пейзажа, будет пронизан особым эмоциональным тоном. Таким образом, если результатом наблюдения первого может стать договор купли-продажи, то созерцание второго может породить симфонию.

Третий наблюдатель обратит свое внимание на природные факторы, которые здесь были поставлены на карту: климат, геологическое строение почвы, фауну и флору и различные вытекающие из этого научные проблемы. Таким образом, можно было бы создать геологическую и зоологическую монографию.

Четвертый же будет побужден красотой пейзажа обратиться своей душой к Богу, созерцать славу его видимого и невидимого творения; он почувствует единство жизни, общение с Богом, и эффектом может быть экстаз…

Если бы каждый из этих четырех человек написал тогда то, что он воспринимал, чувствовал, думал или интуитивно чувствовал, в их сочинениях, возможно, было бы мало равноценных фраз, и читающие вряд ли могли бы поверить, что они были вдохновлены наблюдением одной и той же сцены.

Это наблюдение того факта, что люди живут бок о бок, но фактически в разных и почти отдельных мирах, имеет огромное значение.

Этот факт открывает нам истинную причину многих фундаментальных недоразумений, многих несправедливых критических замечаний, многих антагонизмов, которые усложняют нашу жизнь и создают неисчислимое количество ненужных страданий. Так, например, для практичного, простого и положительного мужчины сложная и изменчивая женская психика остается непостижимой загадкой, а со своей стороны женщина такого типа не будет склонна ценить простые и твердые достоинства этого мужчины.

Практичные люди часто считают художника чудаком и несколько нелепым. Когда Людовико Ариосто представил кардиналу свой «Неистовый Роланд», тот ответил так: «Мессер Людовико, как вам удалось собрать столько ерунды?» …

И многие считают поэта, как сказал Кардуччи:

«Бездельник, который ходит, исполняя обязанности босса в кантонах
С его глазами, вращающимися от ангелов до стрижей».

С другой стороны, художник часто проявляет преувеличенное презрение к скромным, но зачастую необходимым буржуазным добродетелям, не чувствует достоинства и ценности постоянных поисков истины, совершаемых ученым, мыслителем.

Чтобы устранить эти барьеры непонимания, которые, к сожалению, отделяют людей друг от друга, необходимо серьезное изучение индивидуальной психологии, проведенное как можно раньше, когда характер еще не полностью сформировался и не кристаллизовался в жестких рамках.

Такое изучение может помочь нам понять и оценить различные типы, отличные от того, к которому мы принадлежим – оно раскрывает необходимую социальную и духовную функцию, показывает нам дары, которые могут прийти к нам и которые даже приносят нам постоянно, даже не осознавая этого. Таким образом создаются основы лучшей оценки и истинного братства между людьми.

Нас не должно удивлять, что отдельные индивиды и человеческие группы, столь отличающиеся друг от друга, не понимают и не ценят друг друга и что, когда возникает какая-либо причина для разногласий, они ожесточенно ссорятся. Однако все они необходимы для формирования подлинно человеческой цивилизации.


живое неразрывное единство

Мир, состоящий исключительно из «практичных» типов, был бы очень сухим и серым; человечество, состоящее из чистых художников, вряд ли могло выжить; сообщество, состоящее только из ученых, было бы слишком односторонним; волевые, желающие господства и изолированные друг от друга, уничтожали бы друг друга, и то же самое произошло бы со всеми остальными видами, без интеграции, вызванной другими.

Поэтому ясно, насколько уместны и даже необходимы знания, понимание и сотрудничество между различными типами людей – опирающихся на признание того, что они являются частью живого и неразрывного единства.


Автор Roberto Assagioli
Перевод Istochnik.one | ND

Источник